Почему иконы никогда не пишут на хвойном дереве
19-июл, 14:48 1 083 РазноеЗдесь важно соблюдать религиозные догматы в каждой детали, начиная от композиции и заканчивая подбором древесины. Последний момент нельзя игнорировать, в противном случае икона со временем утратит свою структурную целостность и, следовательно, художественную ценность.
Здесь есть несколько базовых правил. Во-первых, традиционная иконопись подразумевает использование только натуральных материалов - животного и растительного происхождения. Во-вторых, в роли основы выступает древесная доска. В качестве красок применяют пигментные красители, а также яичную темперу и мездоровой клей для грунтования холста. На заключительном этапе изготовления иконы некоторые детали композиции, волосы и одежду, покрывают твореным золотом. В качестве финального штриха после золочения работу обрабатывают натуральной олифой. В восточнохристианской традиции для создания икон используют твердую поверхность дерева. Форма работы при этом может быть абсолютно любой. При выборе древесной основы мастера учитывают принцип - "икона вечна". То есть порода дерева для заготовки должна быть предельно долговечной. Самыми ценными и подходящими для иконописи являются доски из несмолистой древесины липы, бука, пальмы, кипариса, ольхи, ясеня, березы.
В свою очередь, сосна, лиственница и ель - самый худший вариант для создания икон. Конечно, такую древесину продолжают использовать в силу ее дешевизны и региональной доступности. Но указанные породы характеризуются большим количеством смоляных ходов в структуре. При повышении температуры воздуха такая древесины выделяет природные смолы, проступающие со временем на поверхность доски через слой живописи. Данный дефект практически невозможно устранить. Плюс, смолистые образования на иконах могут спровоцировать гниение деревянной основы и необратимое разрушение образа.