Пещера Чёрного дьявола: самое страшное место в Сибири
27-май, 10:55 966 РазноеРассказы о древнем шамане, возможно, являются не совсем сказкой. По данным археологов, Кашкулакская пещера служила культовым местом сибирских племён по крайней мере со II века до н.э. В центре одного из ходов некогда горел очаг, возле которого совершались кровавые ритуалы. Здесь находилась естественная «полка» для подношений. Одним из объектов поклонения был метровый сталагмит, воспринимавшийся древними людьми как фаллический символ плодородия. В III-VI веках в окрестностях пещеры обитали сарматы, не гнушавшиеся человеческими жертвоприношениями. Использовали пещеру и предки современных хакасов. Однако о конкретных шаманских практиках данных нет, т.к. в начале XX века ритуалы уже не проводились. В нижнем ярусе пещеры находится груда костей, смешанных с пеплом.
Возникновение в пещере изменённых состояний сознания учёные связывают с необычностью обстановки и страхом замкнутого пространства. В начале 1990-х годов в СМИ сообщалось, что сотрудники Новосибирского института клинической и экспериментальной медицины исследовали пещеру с помощью приборов и установили необычную пульсацию электромагнитного поля. В те периоды, когда из глубин пещеры проходил импульс, люди и ощущали нервозность, перераставшую в панику. Природа аномалии не установлена.
Сегодня пещеру Чёрного дьявола, предположительно, вновь используют хакасские шаманы. По другим данным, вокруг неё сложился своеобразный «неокульт». Пещеру посещают русские «любители эзотерики» из городов Хакасии и Кузбасса. «В 1992 году при посещении пещеры под полкой и на ней наблюдались старые (жёлтые) бараньи кости. Никаких других следов жертвоприношений не было. В течение 10 лет картина полностью изменилась, — пишет доктор исторических наук Валентин Огудин. – У подножия сталагмита верующие стали разрубать туши баранов или диких коз на куски и затем укладывать их на каменную полку. Подносят также печенье, конфеты и личные предметы. Куски мяса кладут и на каменную глыбу возле сталагната. <…> Иногда (редко) сооружают маленькие костры и сжигают на них кусочки подношений. Жертвенное мясо стали бросать в провал».