«Ушла на фронт и не вернулась»: Татьяна Доронина и борьба длиною в жизнь
12-сен, 11:22 4 397 Шоу-бизнесОна родилась в Ленинграде и похожа на него: несмотря на годы, поражает красотой, стойкостью и революционным духом. У нее было пять браков по любви, каждый из которых она прекращала по собственному решению. И три знаменитых театра. Два из них она покинула, а третий сначала был ее мечтой, потом ненавистью и наконец – стал делом жизни.
Как будто бросили под поезд
Крайняя справа – Татьяна Доронина, в центре (в очках) Олег Басилашвили. Кадр из фильма «Старшая сестра», 1965 г. Их курс в Школе-студии МХАТ до сих пор считается легендарным: Евстигнеев, Козаков, Басилашвили… Когда в первый день студенты увидели грузинскую фамилию, то стали искать жгучего брюнета. А отозвался светловолосый парень. Олег был коренным москвичом и знать не знал, как круто изменит его жизнь девочка из Ленинграда. Олег и Таня поженились за год до окончания Школы-студии. Басилашвили вспоминал, что тогда Таня казалась очень мягкой и застенчивой. Но про себя Доронина уже все понимала и была уверена: ее обязаны взять во МХАТ. Говорят, воспротивилась этому знаменитая Алла Тарасова, исполнительница роли Анны Карениной. Якобы Алла Константиновна не хотела иметь в театре молодую, красивую и безумно одаренную конкурентку. Тем не менее на государственном экзамене Тарасовой ничто не мешало хвалить Доронину. Молодые супруги распределялись в Сталинградский театр (название Волгограда с 1925 по 1961 год - ред. ).
Расплата за предательство
В Сталинграде они не задержались, им удалось поступить в Ленинградский театр Ленинского комсомола. К этому времени оба уже начали сниматься в кино. Однажды Татьяна приехала к мужу на место съемок и узнала, что у ее Олега роман. Она вернулась в Питер, даже не сказав мужу, что беременна, и сделала аборт, потеряв мальчика и девочку. Тем не менее их брак продлился восемь лет. А когда Доронину позвал в Большой драматический режиссер Георгий Товстоногов, Татьяна Васильевна сразу поставила условие: нужно не просто принять в труппу ее мужа, но и дать ему роли. С тех пор Басилашвили – житель Питера и знаменитый актер БДТ. Товстоногов не прогадал. В его «мужском» театре появилась актриса-звезда. Ее героини были наделены доронинской красотой и страстностью. Татьяна Васильевна умела «влюбиться» в партнера на время спектакля, а потом, выслушивая за кулисами уже настоящие признания, мило отвечала, что это была «всего лишь только роль». Понятно, что остальные актрисы ее терпеть не могли.
«104 страницы про любовь»
И тут «коллегам» несказанно повезло: в середине 60-х свою пьесу в театр принес молодой драматург Эдвард Радзинский. Он был ниже Дорониной ростом, не красавец, но она влюбилась в него и ей было с ним так хорошо, что актриса приняла решение: надо переезжать в Москву. К ней прекрасно относилась министр культуры Екатерина Фурцева, она была в восторге от мысли, что ее любимая актриса будет играть в главном театре страны. Вот уже полвека с лишним Татьяна Васильевна ест себя поедом за то, что тогда «поставила личную жизнь почти наравне с театром». Во МХАТе ее никто не ждал. По иронии судьбы, ей предложили роль Анны Карениной, которую уже не могла играть пожилая Тарасова. Но надо было следовать прежнему рисунку роли, и Доронина отказалась.
Великий и ужасный Ефремов
В это время въехать на белом коне во МХАТ мечтал еще один человек, с которым Татьяна Доронина уже была связана киноролями, а зрители вообще считали, что они любят друг друга неземной любовью. Это был Олег Ефремов. Его тоже не приняли в знаменитый театр после Школы-студии. И его тоже любила Фурцева, даже, говорят, несколько иначе, чем Доронину. Зрители обожали и его, и ее. Примерно в одно время вышли знаменитые советские фильмы – «Еще раз про любовь» и «Три тополя на Плющихе». И там, и там герой Ефремова влюблялся в героиню Дорониной, и ничего из этого не получалось. А впервые они вместе снялись еще в 1955 году, в дебютном для них обоих «Первом эшелоне». Многие уверены, что между актерами в жизни что-то было. Доронина над такими разговорами только смеется, Олега Николаевича уже не спросишь. Но, безусловно, цену таланту друг друга они знали. В 1970 году Ефремов возглавил МХАТ и тут же поставил «Дульсинею Тобосскую», где он и Доронина играли главные роли.
Но успех был совсем не таким, какого ожидала актриса. И она на долгие 11 лет ушла к Андрею Гончарову в Театр им. Маяковского. Там она играла королев и была королевой. Там же она вышла замуж за актера Бориса Химичева, который все 10 лет их брака сомневался: может ли его по-настоящему полюбить такая женщина. Хотя дома Доронина старательно наводила чистоту и обожала, лежа рядом с мужем на диване, читать книгу. Кстати, все отмечают, что Доронина не только имеет прекрасную библиотеку, но и, в отличие от многих, читает и перечитывает ее. И вдруг в «Маяковку» приходит Наталья Гундарева, с такой же русской красотой, таким же бешеным темпераментом. Гончаров, естественно, обращает все больше внимания на молодую актрису, а Доронина, очередной раз хлопнув дверью, возвращается во МХАТ. Ее часто называли «кошкой, которая гуляет сама по себе», а актриса признавалась, что ей хотелось быть «кошкой при хозяине». Но то ли Ефремов мстил ей за уход 11-летней давности, то ли старинная русская болезнь мешала этому великому человеку как следует взяться за репертуар, но знаменитая прима оказалась практически без ролей.
А тут еще в конце 1986 года в театре стали настойчиво вестись разговоры, что Ефремов хочет разделить МХАТ. Доронина увидела ситуацию так: все самые знаменитые должны были остаться с главным режиссером, всех «рабочих лошадок» бросали на произвол судьбы. Как сказал в сердцах Ефремов: «Пусть идут хоть в клуб завода «Каучук». К тому времени Татьяна Васильевна уже окончила Высшие режиссерские курсы. Ее имя сияло в советском искусстве золотым блеском, в театре знали, что она ненавидит запои Ефремова. Именно к ней те, кому угрожал «Каучук», обратились за защитой. И в 1987 году в Москве, да и вообще в театральном мире, произошло неслыханное – великий МХАТ разделился на «мужской» и «женский».
Пережитая «блокада»
Сегодня в Москве два Художественных театра. Один – МХТ им. Чехова – работает в Камергерском переулке. После смерти Олега Ефремова его возглавлял Олег Табаков, а весной нынешнего года, после кончины Олега Павловича, туда пришел руководить Сергей Женовач, и, судя по всему, театр ожидают очередные реформы. Доронина сохранила для своего театра и старое название, и прежнее здание. МХАТ им. Горького играет на Тверском. Эти 30 лет были очень трудными и для театра, и для его руководителя. Поначалу туда боялись или не хотели приходить режиссеры. Критики вообще делали вид, что такого театра в столице не существует. Доронина восстановила многие исконно мхатовские спектакли, ставила новые, пробивала своим артиста звания. Первым известным режиссером, кто пришел работать на знаменитую сцену, был Роман Виктюк. Сейчас во МХАТе им. Горького есть талантливые артисты и среднего, и молодого возраста. До сих пор выходит на сцену Татьяна Доронина. И туда приходит своя публика и часто пишет восторженные отзывы.
После своего возвращения во МХАТ Доронина снималась все реже. Последнюю кинороль она сыграла в 1985 году. Любопытно, что играла она в фильме «Валентин и Валентина» маму героини Марины Зудиной. А потом, как стали говорить, она из кино «ушла на фронт и не вернулась». Татьяна Васильевна отдала все силы театру. Сегодня Доронина воюет только за принципы, которых, по ее мнению, должен придерживаться классический театр. Обо всех своих бывших мужьях она говорит с уважением. И всегда отдает дань громадному таланту знакового человека в своей жизни – Олега Николаевича Ефремова.