Почитание икон и идолопоклонничество: почему это не одно и то же
25-янв, 11:15 1 047 РазноеВедь во второй заповеди, данной Моисею, написано: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой», но во всех храмах есть иконы и верующие молятся перед ними. Потому что почитание икон это не идолопоклонничество. В ранней истории христианства вопрос об иконопоклонении был острым: в Византии в VII-IX веках существовало массовое иконоборческое движение, которое завершилось в 842 году.
К IV веку н.э. иконы повсеместно присутствовали во внутреннем убранстве храмов, многие Отцы Церкви одобряли эту практику, однако не все благодушно относились к почитанию икон: Евсевий Кесарийский, отец церковной истории, утверждал, что божественная природа неизображаема. Движение иконоборцев укрепилось к VI веку благодаря влиянию монофизитов (суть учения – о природе Иисуса Христа, монофизитство отрицало его человеческую природу, а учитывало только божественную).
Дальнейшее развитие иконоборчество получило после возникновения ислама, в котором запрет на изображение Аллаха – один из основных элементов вероучения. Обоснования иконоборчества основывались на Ветхозаветной заповеди: «Не сделай себе кумира» и на суеверном поклонении иконам, как языческим фетишам – иконы для многих верующих являлись отдельными от христианского вероучения магическими предметами.